Тест «О талантах ребёнка: как их выявить»
(методика А. Де Хана и Г. Кафа)
Каждый ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из восьми областей человеческой деятельности. Правильны ли ваши предположения о способностях ребёнка, поможет оценить этот тест.
Оценивайте по 5-ти бальной системе \но не ниже 2 баллов\ каждый характерный признак «опознания» таланта. Затем суммируйте баллы каждого из 8 разделов. Полученную сумму поделите на число признаков таких талантов. Например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.
1. Артистический талант выражается у ребёнка в том, что он:
1 – любит и понимает значение красивой и характерной одежды;
2 – меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
3 – пластичен и открыт всему новому;
4 – с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
5 – стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём –то рассказывает;
6 – с удивляющей вас лёгкостью «переживает» чьи-то привычки, позы, выражения;
7 – часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями.
2. Незаурядный интеллект:
1 – гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
2 – задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
3 – интересуется книгами, причём по своей собственной программе;
4 – легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
5 – обгоняет своих сверстников в знаниях;
6 – обладает хорошей памятью;
7 – обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
8 – очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое, неожиданное в жизни;
9 – хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей.
3. Музыкальный талант:
1 – если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, своё настроение;
2 – любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
3 – научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
4 – очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
5 – сочиняет свои собственные мысли.
4. Способности к исследовательской деятельности:
1 – не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан и не осмеян;
2 – обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
3 – проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников, причём отдаёт предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
4 – с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
5. Литературные дарования:
1 – выбирает в своих рассказах такие слова. Которые хорошо передают эмоциональные чувства героев сюжета;
2 – изображает персонажей своих рассказов живыми и интересными;
3 – любит, уединившись, сочинять рассказы, возможно о своей собственной жизни;
4 – рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
5 – фантазирует или импровизирует на тему действительного события, причём придавая событию что-то новое и необычное.
6. Спортивный талант:
1 – кажется, он никогда всерьёз не устаёт;
2 – лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
3 – неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него всегда есть свой герой спортсмен, которому он подражает;
4 – неизвестно, когда успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами;
5 – предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
6 – почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
7 – смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
8 – энергичен, всё время хочет трудиться, двигаться.
7. Технические способности:
1 – интересуется самыми разными механизмами и машинами;
2 – интересуется специальной, даже взрослой технической литературой;
3 – любит конструировать модели, приборы;
4 – любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы;
5 – сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и любит загадочные поломки и сбои в работе механизмов;
6 – пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения.
8. Художественные способности:
1 – в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
2 – не боится высказывать собственное мнение даже о классическом произведении. Причём может даже попробовать критиковать. Приводя вполне разумные доводы;
3 – не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
4 – охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
5 – стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидно прикладное значение—украшение для дома, одежды или ещё что-нибудь подобное;
6 – серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение.