Обычная версия
Размер шрифта:
T T T
Изображения:
Вкл
Цветовая схема:
Темная Светлая Синяя
Дистанционная платформа
для педагогов
Версия сайта
для слабовидящих

Родителям на заметку

Тест «О талантах ребёнка: как их выявить»
(методика А. Де Хана и Г. Кафа)

 

Каждый ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из восьми областей человеческой деятельности. Правильны ли ваши предположения о способностях ребёнка, поможет оценить этот тест.

 

Оценивайте по 5-ти бальной системе \но не ниже 2 баллов\ каждый характерный признак «опознания» таланта. Затем суммируйте баллы каждого из 8 разделов. Полученную сумму поделите на число признаков таких талантов. Например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.

 

 

1. Артистический талант выражается у ребёнка в том, что он:

 

1 – любит и понимает значение красивой и характерной одежды;

2 – меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

3 – пластичен и открыт всему новому;

4 – с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5 – стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём –то рассказывает;

6 – с удивляющей вас лёгкостью «переживает» чьи-то привычки, позы, выражения;

7 – часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями.

 

 

2. Незаурядный интеллект:

 

1 – гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

2 – задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

3 – интересуется книгами, причём по своей собственной программе;

4 – легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;

5 – обгоняет своих сверстников в знаниях;

6 – обладает хорошей памятью;

7 – обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

8 – очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое, неожиданное в жизни;

9 – хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей.

 

 

3. Музыкальный талант:

 

1 – если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, своё настроение;

2 – любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

3 – научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

4 – очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;

5 – сочиняет свои собственные мысли.

 

 

4. Способности к исследовательской деятельности:

 

1 – не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан и не осмеян;

2 – обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

3 – проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников, причём отдаёт предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

4 – с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

 

 

5. Литературные дарования:

 

1 – выбирает в своих рассказах такие слова. Которые хорошо передают эмоциональные чувства героев сюжета;

2 – изображает персонажей своих рассказов живыми и интересными;

3 – любит, уединившись, сочинять рассказы, возможно о своей собственной жизни;

4 – рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

5 – фантазирует или импровизирует на тему действительного события, причём придавая событию что-то новое и необычное.

 

 

6. Спортивный талант:

 

1 – кажется, он никогда всерьёз не устаёт;

2 – лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;

3 – неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него всегда есть свой герой спортсмен, которому он подражает;

4 – неизвестно, когда успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами;

5 – предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

6 – почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

7 – смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

8 – энергичен, всё время хочет трудиться, двигаться.

 

 

7. Технические способности:

 

1 – интересуется самыми разными механизмами и машинами;

2 – интересуется специальной, даже взрослой технической литературой;

3 – любит конструировать модели, приборы;

4 – любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы;

5 – сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и любит загадочные поломки и сбои в работе механизмов;

6 – пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения.

 

 

8. Художественные способности:

 

1 – в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

2 – не боится высказывать собственное мнение даже о классическом произведении. Причём может даже попробовать критиковать. Приводя вполне разумные доводы;

3 – не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

4 – охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5 – стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидно прикладное значение—украшение для дома, одежды или ещё что-нибудь подобное;

6 – серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение.

 

 

Родительский лекторий: «Внимание! Одарённый ребёнок»


«Дети - единственные смелые философы, и смелые философы-непременно дети».

 (Е.И. Замятин)


         Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Талантливые, одарённые дети — ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Эти дети представляют культурный и национальный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Проблема воспитания и обучения талантливых (одарённых) не нова, но в наше время особенно актуальна. Выявление талантливых детей должно начинаться как можно раньше на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления.

 «Талант похож на жемчужину, заключённую в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребёнка очевиден: он прекрасно рисует, поёт, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трёхзначные числа… Нужно очень постараться, чтобы не заметить очевидное — этот ребёнок — талант. Таких детей очень мало». 

Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». 

         Талант (а если не талант, то способности) есть. Но нужно приложить усилия, для того чтобы его разглядеть и развить. В научной психологии различают два типа одарённости детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого типа, обладают прежде всего нестандартностью мышления. Они резко выделяются из толпы. Любопытно, что если человек одарён творчески, у него всегда высокий интеллект. А вот интеллектуал, в свою очередь, может быть напрочь лишён творческих способностей. Разовьёт свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов. Но сегодня статистика печальна: большинство детей к 8-10 годам теряют свои задатки. Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения, их заложили мама и папа. Конечно. Все родители понимают, что задатки ребёнка надо развивать, превращая их в способности. И тогда их чадо достигнет успеха. Способности — это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности, только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно угасают или деформируются. Способности, вовремя не выявленные и нераскрытые — утрачиваются. К тому же, у каждой способности своё время. А если просто ждать у моря погоды? Уже к 7 годам у малыша может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей (Б. Никитин). То, что в 2- 3 года познается с интересом, легко, в 6 лет может вызвать трудности и как следствие – нежелание учиться. Упустишь – не наверстаешь. Поэтому особенно актуально раннее развитие детей. Талантливый ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Нередко для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы над совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому многое зависит от родителей – именно они могут создать соответствующую мотивацию, поставить перед ребенком какую – то заманчивую цель, для достижения которой необходимы постоянные занятия любимым делом, научить ребенка использовать свои умственные способности. Талантливость и одаренность обнаруживается только в деятельности. Нельзя говорить о способности человека к рисованию, если его ещё не научили этому. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося одарённость, талант. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приёмы работы, цветовые отношения. И как результат— победы в международных и всероссийских конкурсах. Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания. Вот и жалуются потом мамы и папы, что «ему бы только телевизор смотреть», «только бы за компьютером сидеть», «только бы во дворе гулять». И забывают мамы и папы, что когда-то им было «некогда замечать, что ребёнок тянется к краскам («нечего бумагу пачкать!»), мечтает ходить в каратэ или влюблёнными глазами смотрит на пианино в гостях у друзей. Родители должны быть партнёрами в процессе воспитания и образования своего сына или дочери. Благодаря педагогическому вниманию и заботе дети раскрывают и проявляют свой талант, добиваясь невероятных высот. Одной из приоритетных задач современного образования является развитие способностей школьников, выявление возможностей ребёнка или его одарённости, которая обеспечивает возможность достижения успеха в одной или нескольких областях. Одарённый ребёнок выделяется яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Специфика проявлений одарённости в детском возрасте.

1. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития (дошкольники очень любознательны, предрасположены к изучению иностранных языков, подростки проявляют поэтические и литературные способности).

2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культуры поведения, и семейного воспитания и т.д. может происходить угасание признаков детской одарённости.

3. Формирование детской одарённости нередко проявляется неравномерно (рассогласованность психического развития). По одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим - как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления детской одарённости трудно зачастую отличить от обученности (или шире - степени социализации). 0ценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Личностные особенности школьников с различными уровнями интеллекта и творческих способностей. В исследованиях М. Воллаха и Н.Когана выявлены 4 группы

1. Дети с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью \совокупностью творческих способностей\ уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому, инициативны, но, вместе с тем, успешно приспосабливаются к требованиям окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

2. Дети с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к успехам, выражающимся в форме отличной оценки, избегают риска, не любят публично высказывать свои мысли. У них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они сдержаны, скрытны, дистанцируются от одноклассников, имеют мало друзей.

3. Дети с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне», (хобби, кружки) где в свободной обстановке могут проявить свои творческие способности. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности», часто попадают в позицию изгоев.

4. Дети с низким уровнем интеллекта и низкой креативностью внешне хорошо адаптируются, держатся «в середняках» и довольны своим положением. Имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учёбе.